Previous Entry Share Next Entry
Наблюдение за жизнью.
barkadaaiky
Краткая история сельского хозяйства в России за последние 3 века.


Сельскохозяйственное производство делилсь на 2 большие группы. Помещичье и свободных крестьян. Про помещичье говорить не буду. Там, как барин пожелает. Свободные крестьяне объединялись в сообщества. Географические и климатические условия не позволяли выжить в одиночку. Юридически это оформлялось и называлось "крестьянское общество". Крестьянские общества существовали с небольшими внутренними реформами 18, 19, и начало 20 века. Общие принципы жизни крестьянского общества, в которое входило несколько деревень. Частные земли и земли и угодия общего пользования, а так же общие работы. Ответственность общества за уплату налогов. Ответственность общества за уплату налогов за человека, которому выдавался документ на право передвижения - паспорт, который выдавался под письменную гарантию общества. Такой паспорт был выдан моему предку в 1812 году сроком на полгода. Полное внутреннее самоуправление, в том числе и суд решавший мелкие внутренние тяжбы. Высшим органом было общее собрание - крестьянский сход, который решал важнейшие вопросы, в том числе и принятие новых членов в общество. Так приняли моего предка в общество в 1785 году после военной службы гренадером. Как и в любом сообществе, люди там были разные. Простые, хитрые, жулики, работящие, лодыри, пьяницы, воры. Соответственно, жили по-разному. Юридически не оформленная, но важнейшая функция общества была в создании здоровой моральной атмосферы. Которая поощряла трудолюбивых и осуждала лентяев, которые оказывались, как бы, под присмотром и на содержании общества. Продукции крестьяне производили мало. Не потому, что ленивые, а потому, что из орудий труда были соха, плуг борона деревянная, коса, топор. А силовыми установками были лошадка да собственные руки. Таким способом много не произведешь. Что производилось, практически шло на собственное потребление, но и этого не хватало. Голод к весне был регулярным. Вот так и жили.
В начале 20 века реформатор Столыпин фактически распускает крестьянские общества. Под правильным, на первый взгляд, предлогом, что нам нужны сильные и работящие крестьяне, а не лодыри и пьяницы. Они-то и накормят Россию. Я, конечно, не изучал специально обстановку тех лет, но практически уверен. Эту мысль, что «крепкий» частник накормит Россию, внушили Столыпину либералы с лозунгом «А вот у них…». Как потом, через 80 лет эту же мысль внушили очередному сельхоз реформатору – генералу от авиации. Действительно, «у них» фермер кормит страну, но там другая история. Так что же получилось в результате Столыпинских реформ. А никакой сельхоз продукции практически не прибавилось. Обрабатываемых площадей не стало больше, лошадь на трактор не заменили. Как нужен был мужику один трудодень на вспахивание поля, так и остался. Но моральные перемены в деревне произошли разительные. «Крепкие» мужики, которых стали называть кулаками, стали прибирать к себе общие земли, да еще земли слабых соседей. Что сразу внесло раздор, в бывшее ранее единым, крестьянское общество. Без поддержки, слабые хозяйства лишались средств к существованию. А идти проситься в батраки к своему соседу, неожиданно забравшему вотчинную землю, для свободного человека непереносимо. Лентяи и пьяницы, так и остались такими, какими были. Они перебрались в город и стали называться иностранным словом люмпенами. Мораль общества, с «Помоги соседу» сменилась на «Да пусть у него всё сгорит». После революции и Гражданской войны, столыпинская идея продолжала действовать. Кулаки продолжали прибирать крестьянские земли, которые закрепила за ними советская власть. Производство сельхоз продукции не росло нужными темпами. Да, кулак мог обеспечить хорошую жизнь, но только для себя. Обеспечить хлебом страну он не мог. Поле маловато, батраков нет, трактор приобрести не в состоянии. К тому же, вместо согласия в деревне, намечался раздор. Там не любили хитрых и жадных. И товарищ Ленин высказывает мысль, а товарищ Сталин реализует её на практике о воссоздании крестьянского общества, которое существовало до этого минимум два века. Но с новым названием – коллективное хозяйство, сокращенно колхоз. Практически таких же, как во времена Екатерины. Но с тракторами. Это был конец Столыпинской реформы через четверть века.
Колхозы накормили страну хлебом, обули, одели. Содержали армию, вооружили.
В начале 90-х годов очередная сельхоз реформа со ссылкой "а вот у них..." и " Столыпин делал так". Крестьянские общества (колхозы) распустили. И всё повторилось, как при Столыпине. «Крепкие» мужики, которым достался от колхоза трактор, живут хорошо. Остальным, которым досталась земля, но не досталось трактора, живут плохо. Земля, которую с таким трудом освоили предки, зарастает. Но, при наличии пособия по безработице, в батраки к своему соседу-фермеру не идут и не пойдут. Россия опять не в состоянии себя прокормить и завозит продовольствие из заграницы. Прошло четверть века. Начались разговоры о создании опять каких-то крестьянских обществ.

?

Log in

No account? Create an account